Комплаенс и зачем он нужен?

Комплаенс это бизнес-функция компании, которая позволяет определить соответствует ли деятельность: 

1) внешним требованиям (законодательство РК по противодействию коррупции, иное применимое законодательство, требования стейкхолдеров и иных заинтересованных сторон); 

2) внутренним требованиям (внутренние документы компании).

Необходимость комплаенс обусловлена тем, что в случае несоблюдения внешних или внутренних требований компании может быть причинен материальный (штрафы, убытки и т.п.) или нематериальный ущерб (потеря деловой репутации и т.п.), равным образом могут пострадать работники и должностные лица компании (дисциплинарная, административная, уголовная ответственность).

Кто должен заниматься комплаенс? По сути каждый работник вовлечен в сферу комплаенс, начиная с приема на работу. Ведь деятельность любой компании сопряжена с определенными требованиями законодательства РК и требованиями внутренних документов. Координацией функции комплаенс обычно в компании осуществляется Службой комплаенс или комплаенс офицером.

Важность комплаенса должна быть донесена до работников руководством компании.


Коррупция, основные понятия Закона РК «О противодействии коррупции»

Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопрос противодействия коррупции в РК является Закон РК от 18 ноября 2015 года «О противодействии коррупции» (далее – Закон).

Закон направлен на предупреждение коррупции, формирование правовой культуры у граждан, недопустимости коррупции во всех ее проявлениях.

Для того, чтобы перейти к некоторым основным положениям Закона необходимо понять что же такое коррупция?

В соответствии с подпунктом 6) статьи 1 Закона под коррупцией понимается незаконное использование лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, должностными лицами своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ.

Лицом, приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций является лицо, избранное в органы местного самоуправления; гражданин, зарегистрированный в установленном законом Республики Казахстан порядке в качестве кандидата в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборного органа местного самоуправления; служащий, постоянно или временно работающий в органе местного самоуправления, оплата труда которого производится из средств государственного бюджета Республики Казахстан; лицо, исполняющее управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора, а также лицо, уполномоченное на принятие решений по организации и проведению закупок, в том числе государственных, либо ответственное за отбор и реализацию проектов, финансируемых из средств государственного бюджета и Национального фонда Республики Казахстан, занимающее должность не ниже руководителя самостоятельного структурного подразделения в указанных организациях, служащие Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств; служащие уполномоченной организации в сфере гражданской авиации, действующие в соответствии с законодательством Республики Казахстан об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации, служащие уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Иными словами, применительно к организации работники организации, выполняющие управленческие функции, занимающиеся вопросом закупок и проектами финансирования, связанными с государственным бюджетом или Национальным фондом не должны использовать представленные им законодательством РК и внутренними документами компании полномочия и возможности для того чтобы получить какие-либо блага для себя или третьих лиц.

Для этого Закон предполагает принятие указанными лицами антикоррупционных ограничений, обеспечения нетерпимости к фактам проявления коррупции, недопущения конфликта интересов и т.д.

В случае нарушения указанными лицами требований Закона предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной (статьи 361-371 Уголовного кодекса РК).

В целях недопущения фактов коррупции, каждый работник или контрагенты компании имеют право сообщить о таких фактах по горячей линии АО ФНБ «Самрук-Казына», размещенной на сайте ТОО «KMG Drilling & Services». Конфиденциальность источника гарантируется.